Почему актуальность сертификации FSC возрастает с каждым годом?

Относитесь ли вы ответственно к защите окружающей среды, к легальности производства и применяемого на нём сырья, делая свой выбор во время посещения торговых центров или оформления заказов в интернет-магазинах? Какова реальная цена товара, который может катастрофически изменить экологию мира, в котором вы живёте? 

Когда мы в "Рэмос-Альфа" проходили сертификацию FSC, мы неоднократно задумывались о данных вопросах. Далее в статье, мы постараемся ответить на них.

Покупая любую продукцию, большинство современных людей изучает информацию о товаре и его производителе, с целью выявления как отличительных знаков экопродукции, так и особых отметок о наличии специальных сертификатов, характеризующих востребованные мировым сообществом принципы деятельности предприятия, направленные на сохранение окружающей среды и территориальной национально-культурной самобытности в местах, отведенных под производственные и ресурсные базы.

Продукция деревообработки и целлюлозо-бумажной промышленности – под особым контролем, потому что на повестке дня всегда находится вопрос о состоянии легких планеты, сохранении лесного достояния для будущих поколений.

«Леса для всех навсегда» – это кредо стремительно развивающейся и популярной во всем мире общественной некоммерческой организации FSC, Лесного попечительского совета

О становлении общественной организации FSC в мире и в России 

История FSC началась в Торонто, где в 1993 году 130 учредителями из разных стран, из различных общественных/промышленных организаций были положены основы для взаимодействия в сфере контроля разработки глобальных стандартов по ответственному управлению лесами, а также стандартов для цепочек по рыночному продвижению сертифицированной продукции, аккредитации новых независимых органов сертификации, унифицирования правил пользования товарным знаком FSC, формирования активно растущего спроса на сертифицированную лесопродукцию с ориентацией на экологически реагирующие рынки.

В России становление FSC обозначено 1998 годом, когда была зафиксирована первая активность инициативной нацгруппы по добровольной лесной сертификации, при поддержке группы авторитетных организаций-защитников живой природы, к которым относятся:

  • Всемирный фонд природы (WWF);
  • Гринпис России;
  • Социально-экологический союз.  

2001 год стал очередной вехой для инициативной группы, когда на её базе было организовано создание национальной рабочей группы по добровольной лесной сертификации (НРГ).

НРГ активно занялась проектом национального стандарта ответственного управления лесами, и к 2006 году получила признание секретариата FSC, как национальная инициатива FSC в России.

В 2008 году Российский национальный стандарт лесоуправления аккредитовался в Лесном попечительском совете, став обязательным при сертификации.

2010 год – время регистрации Российской национальной инициативы как Российского национального офиса ЛПС.

2012 год запомнился введением платного членства в ЛПС России.

В 2013 году, после 6-ой конференции НРГ, поручением Президента Российской Федерации по содействию развитию добровольной лесной сертификации, и принятыми осенью того же года основами государственной лесной политики была оказана поддержка базовым направлениям сертификации, в которых главное внимание уделяется сохранению биоразнообразия/наследия лесов, социально-культурным аспектам управления лесами/их экономической составляющей.

К 2016 году организация стала более значимой для всех регионов Российской Федерации, на фоне продолжающегося развития сертификации, которая проходит всё в более быстрых темпах.

Сейчас Лесной попечительский совет России насчитывает в своих рядах более 75 членов (юридических/физических лиц), распределяясь на три палаты:

  • социальную;
  • экологическую;
  • экономическую.

Коллектив российской Ассоциации – это десять штатных сотрудников и большое количество консультантов, включая добровольных участников.

Значимость FSC заключается в объединении всех неравнодушных к нынешнему и будущему состоянию окружающей среды людей и групп, которые могут совместно разрабатывать и внедрять решения, способствующие оптимальному управлению в деле сохранения лесов.

Такие решения направлены на улучшение стандартов сертификации, обеспечение прозрачности работы конкретных сертификационных органов, а также направленно формируют спрос потребителей на сертифицированную продукцию лесного хозяйства и смежных производств по деревообработке и выпуску целлюлозно-бумажной продукции. 

Маркетинговые исследования о важности сертификации FSC 

Ежегодно штатными и внештатными сотрудниками FSC осуществляются масштабные маркетинговые исследования, которые обязательно включают в перечень поставленных задач и подробный опрос владельцев сертификатов.

По результатам проведенных ранее опросов можно судить о тенденции возрастающего активного спроса на FSC сертификацию, о постоянном росте лояльности к FSC, а также о понимании миссии держателей сертификатов в качестве гарантов экологической безопасности лесного фонда и социальной направленности лесопользования. 

FSC сертификация является гарантированным способом для заявления о прозрачности/экологичности бизнеса, связанного с лесной ресурсной базой. Сертификация производства, покупка сертифицированной продукции – это важный вклад в общее дело улучшения управления лесами, направленный на гарантированное сохранение лесов в отдельных странах/на всей планете Земля, в интересах последующих поколений. 

Основные факторы, характеризующие важность сертификатов для ответственных владельцев бизнесов 

В современном мире «зелёный» бизнес всё более уважаем всеми участниками – владельцами, их партнерами, государственными и общественными организациями, а также конечными потребителями экопродукции.

Сертификация FSC – это:

  • удовлетворение требований уже существующих экоориентированных клиентов;
  • важный вклад в дело поддержки лесов с ответственным управлением лесами;
  • конкурентная и выгодная цена на продукцию, с обязательной долей финансирования программ, утвержденных в рамках FSC;
  • увеличение рынков сбыта продукции, включая свободное продвижение товаров, на которых есть отметка со знаком «зелёное дерево с птичкой» (это логотип FSC), на внешних рынках, как единственная альтернатива для борьбы с браконьерской вырубкой лесов и «серыми» производителями из сырья сомнительного происхождения;
  • уменьшение бизнес-рисков, в число которых могут входить конфликты с организациями экологов.

Сертификат FSC невозможно купить за деньги или воспользовавшись связями, этот документ не может достаться участникам одноразовых рекламных акций в качестве защитников природы или культурной самобытности и обычаев народов, проживающих на определенных территориях в зонах лесных угодий. Сертифицированным членом этой организации может стать только тот производитель или участник производственной цепочки, который на постоянной основе действует в рамках строгих требований уставных документов FSC и готов в любой момент предоставить доказательства своего активного участия в программах Лесного попечительского совета.

Добровольная сертификация FSC – это важный шаг для престижа в бизнес-среде, морального удовлетворения из-за осознания особой миссии и успешного роста на фоне растущей востребованности сертифицированной экологической продукции.