Флексопечать: история победы в борьбе полиграфических технологий

«…старые ограничения флексографической печати ушли в историю. Технология флексопечати теперь предлагает все то, что владельцы брэндов могли только желать…»

(из поздравительной судейской речи на вручении Гран-при «FlexoTech International Print&Innovations Awards 2013» в Лондоне)

Впервые термин «флексография» был введен 21 октября 1952 года Комитетом флексографической печати при Институте упаковки (США) на Четырнадцатой Национальной конференции по упаковочным материалам. Основой для термина стали два слова: латинское «flexibilis», что означает «гибкий», «согнутый» и греческое «graphein», означающее «пишу», «рисую».

Флексография является разновидностью высокой печати, в которой используются резиновые или же фотополимерные эластичные печатные формы и быстросохнущие маловязкие краски. Как и при другой высокой печати, в флексографии печатающие элементы размещаются на форме выше пробельных элементов. До 1952 года, пока не был введен термин «флексография» такой способ печати назывался анилиновым. 

Изобретателем этого способа является Карл Хольвег, владелец машиностроительной фирмы «К. унд А. Хольвег ГмбХ» (Германия), которая существует и доныне. Описание способа печати с применением анилиновых красителей и эластичных печатных форм из резины было зафиксировано в немецком патенте, оформленном на имя К. Хольвега, с названием «Способ печатания на бумажных мешках», который был получен в 1907 году, а также в английском патенте, полученном им в 1908 году.

Точной даты изобретения процесса флексографии пока не удалось обнаружить. Но доступны сведения об использовании анилиновых красителей еще в середине девятнадцатого столетия при печатании обоев. Анилин С6Н5NН2 является очень ядовитой бесцветной малорастворимой в воде жидкостью. Это вещество было впервые синтезировано в 1842 году русским химиком Николаем Николаевичем Зининым (1812–1880). Это открытие стало базой для возникновения и стремительного развития в конце XIX и начале XX веков анилиново-красочной промышленности, продукция которой стала широко востребованной в текстильном производстве. Потребление этого типа красителей составило в 1913 году 11,9 тыс. т. Лидирующие позиции в этой отрасли занимала Россия, сосредоточившая основные мощности на своей территории, выпустив в 1913 году примерно 8,5 тыс. т. анилиновых красителей. Позднее термин «анилиновые красители» распространился и на другие органические синтетические красители. В современном мире такое определение принято считать устаревшим.

Впервые флексопечать в современном виде появилась в двадцатых годах двадцатого века. Это произошло в Соединенных Штатах Америки. Из-за использования вредных анилиновых красителей флексографическая печать не получила в то время широкого развития. И только в семидесятые годы прошлого века промышленность достигла новых возможностей, начав выпуск полимерных смол, керамических анилоксовых роликов, УФ-красок и УФ-закрепителей, что послужило развитию смежных технологий, обеспечив, к примеру, качественный скачок в полиграфии упаковочных материалов, использующей флексоформы.

На протяжении всего двадцатого и уже двадцать первого века происходит постоянная конкурентная борьба между сторонниками двух основных видов печати, а именно: между теми, кто предпочитает либо флексопечать, либо глубокую печать. 

На сегодняшний день в Америке соотношение этих способов составляет пропорцию 80:20, в Азии это обратная пропорция – 20:80. В Европе на долю флексографии приходится 45%, и эта цифра постоянно растёт. Поэтому внимание инвесторов нацелено именно на европейский рынок, и в частности, на увеличение полиграфических мощностей в странах СНГ.

Среди владельцев оборудования для флексопечати наблюдается высокая бизнес-активность, когда планируется увеличение мощностей, в среднем, на 50% (по данным обзора рынка от Beilenhofft Consulting). Для ротапринтной печати рынок всё больше стагнируется, поэтому владельцы полиграфических производств с глубокой печатью не имеют никаких планов на расширение, пытаясь удержать текущие позиции (информация впервые представлена на международной конференции «Flexoprinted film packaging; Focus: Repeat accuracy» в 2009 году).

Азиатская ситуация высокой доли продукции, произведенной в технике глубокой печати связана с низкими затратами на оборудование, когда цилиндр для ротогравюры из высококачественного материала стоит около двухсот евро, а из более дешевого сырья – и того меньше. В то же самое время, стоимость аналогичного вала для американских потребителей составляет уже восемьсот евро, а в Европе эта важная характеристика, влияющая на стоимость конечного продукта, колеблется в границах от 350 до 550 евро. 

Почему выбирают флексопечать 

Почему флексопечать является одним из самых востребованных способов нанесения изображений в мире?  Выгодно ли использовать такой метод? Когда от него предпочтительней отказаться? Рассмотрим все положительные и отрицательные характеристики флексопечати.

Флексография является способом высокой ротационной печати, осуществляемой при помощи быстросохнущих красок с использованием специальных эластичных печатных форм.

Флексопечать наиболее употребима при необходимости печати на гофроупаковке, и это становится всё более актуально по причине стремительного возрастания СТМ (собственных торговых марок), когда не производители, а владельцы торговых марок определяют необходимость заказа упаковки (в частности, короба из гофрокартона) с определенным дизайном, который привлечет потенциальных покупателей к конкретному товару. 

О преимуществах флексопечати 

Какими преимуществами отличается применение именно флексопечати при производстве упаковки? Флексография лидирует, благодаря: 

  • широкому выбору носителей для печати – пленки, фольги, бумаги, ламинированного картона;
  • экобезопасности красителей, применяемых при таком способе печати, позволяющих нанесение изображений на различные виды упаковок в пищевой сфере, включая пленку, металлизированный и эластичный материал);
  • экономности использования сырья, минимизации количества отходов, благодаря печатным формам, выпускаемым в различных размерах;
  • соединению процессов печати с послепечатными операциями – вырубкой штампами, ламинированием, фальцовкой, склейкой;
  • одновременному использованию нескольких цветов с регулировкой их соотношения;
  • высокой скорости печати без каких-либо потерь в качестве упаковки;
  • безусловной простоте технологических процессов;
  • выгодности при печати разнообразной упаковочной продукции (включая гофрокартон) для средних и больших тиражей, обеспеченной высокой тиражестойкостью флексоформ, используемых при печати (от одного до пяти миллионов оттисков, что на порядок превышает тиражестойкость стандартной монометалической офсетной формы);
  • низким затратам на производство (с малым расходом краски, простотой техпроцесса, меньшей необходимой площадью под оборудование), что и обеспечивает привлекательную конкурентную цену на услуги по флексопечати;
  • соответствию требованиям международного стандарта пищевой безопасности British Retail Consortium Institute of Packaging (HACCP), системе менеджмента качества ISO 9001.

Во флексографических печатных машинах очень удобны свойства используемых красок. Тут обязательно применение специальных жидких красок, с вязкостью близкой к воде. Такое свойство расходного материала позволяет не использовать такую сложную систему из пары десятков раскатных валиков, применяемую для печати тонким красочным слоем в классических офсетных машинах. Для флексографического красочного аппарата необходимы лишь три валика. Валик из резины, который вращается в резервуаре с краской, передает её на стальной или же керамический валик передаточный, с характерной поверхностью, на которой всегда имеются особенные мелкие углубления. Такой валик носит название растрового или анилоксового. Избыточная краска с поверхности такого валика удаляется ракельным ножом. Следующий этап – дозирование слоя краски с анилоксового вала, для его перехода на печатные элементы форм, которые установлены на печатном цилиндре, а затем – и на сам запечатываемый упаковочный материал. 

При использовании флексопечати очень удобным является зонирование печатных и пробельных элементов, которые на флексоформах разносятся физически на определенное расстояние по высоте. Такая технология позволяет избавиться от необходимости зонального регулирования подачи краски, а также исключает надобность аппарата увлажнения, что радикально удешевляет как конструкцию машины, обеспечивающую простую, оперативную наладку на тираж, так и стоимость конечного продукта, изготовленного на таких машинах. 

Кроме относительной простоты конструкции печатных аппаратов для флексопечати, применение жидких красок обеспечивает дополнительное преимущество для флексографии, использующейся в упаковке продукции пищевой промышленности. Это преимущество применения водорастворимых красок необходимо для соответствия внутренним и международным стандартам на изготовление упаковок для пищевой продукции.

Высокая тиражестойкость флексоформ всегда удешевляет продукцию, что особенно заметно при заказе больших тиражей. Особенностью флексопечати, присущей только ей, является возможность произвольных замен длины, ширины печати, позволяющей использование форм конкретного размера, необходимого для печати заказа по определенному макету, не вписывающемуся в обычные стандарты упаковки. Во многих случаях это является большой форой для увеличения производительности флексоаппаратов, если их сравнивать с офсетными машинами. Для всех офсетных машин не имеет значения тот факт о раскрое коробки, который указывает на использование максимально возможного размера или же частичное запечатывание, например, лишь 75% площади рулона или листа. Производительность офсетной машины за час печати будет одинаковой, а на флексографической машине за это время будет напечатано в полтора раза больше продукции.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что соотношение цены/производительности/ качества флексопечати, при адекватной загрузке производства, всегда будет более привлекательным для заказчиков, рассматривающим выбор между флексопечатью и офсетом.

Выбор правильной упаковки, эффектной, надёжной и экономичной, является решающим фактором для успешной перевозки, хранения, а также реализации разных типов продукции конечному потребителю. Потенциальный покупатель всегда обратит внимание на качественную упаковку с флексопечатью. Такое качество зависит не только от выбранного материала, вида оборудования и способа нанесения красок, но и от профессионализма, системы организации и контроля на предприятии, которое печатает упаковку. 

Posted on May 24, 2016 .