Цвет – всё, что Вы о нем не знали, но боялись спросить

Знание – сила, а знание инструментального контроля цвета делает вас не только сильным, но и хитрым. Прежде чем, начать разговор о том, что такое инструментальный контроль цвета и как это знание поможет вам в понимании и контроле качества упаковки, стоит начать с самого понятия цвета.

Цвет – это определенная характеристика электромагнитного излучения, имеющая оптический диапазон 380-740 hm, и определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения. Само восприятие цвета зависит от ряда физических, физиологических и психологических факторов.

Каждый цвет имеет свой диапазон:

  • Синий: 400 - 480 нм
  • Зеленый: 480 - 560 нм
  • Желтый: 560 - 590 нм
  • Оранжевый: 590 - 630 нм
  • Красный: 630 - 700 нм

Мы все знаем, что белый цвет возникает путем сложения красного, синего и зеленого цветов в равных долях. Однако, если полностью отсутствуют все три – формируется черный цвет. Именно поэтому – красный, синий и зеленый цвета называют первичными адаптивными цветами. Благодаря этим первичным цветам компьютеры могут формировать цветные изображения на их основе.

Как формируется цвет?

Считается, что у человека существует 3 вида колбочек, которые различаются по спектральной чувствительности и отвечают за восприятие, тех самых, первичных цветов: «красные», «зеленые» и «синие».

Интересный факт: Стандартизация цвета произошла только лишь в начале 30-х годов ХХ века Международной Комиссией по освещению (CIE - Communication Internationale de l'Eclairage). Тогда же и были определены стандартные аддитивные цвета, стандарты освещения и введен термин «стандартный наблюдатель».

Само восприятие цвета зависит от многих факторов: яркости и скорости её изменения, адаптации глаза к фоновому свету, от цвета соседних объектов, наличия дальтонизма и т.д.

Схема восприятия цвета

Схема восприятия цвета

«С какого угла посмотреть...»

На качество восприятия Вашей продукции прежде всего влияют: угол наблюдения и источник освещения (его световая температура). Рассмотрим параметры, которые слабо зависят от угла наблюдения:

  • Оттенок
  • Красящая сила
  • Светлота

Параметры, которые сильно зависят от угла наблюдения:

  • Глянец поверхности
  • Металлический блеск
  • Оптическая интерференция.

 

А как ваша продукция выглядит в глазах покупателей?

Часто Вы бываете в продуктовых магазинах? На прилавках, зачастую, продукты выглядят невообразимо свежими и вкусными, а придя домой мы замечаем, что мясо не такое уж и красное, да и овощи не такие аппетитные. Раскроем вам секрет – все дело в лампах. Для освещения прилавков специально подбирают и устанавливают определенные виды ламп. В качестве примера приведем некоторые из них:

1500—2000 К — свет пламени свечи, создает мягкий и теплый свет.

2800 К — лампа накаливания 100 Вт (вакуумная лампа), придает желтоватый оттенок. Техническое наименование такого вида ламп – F/A / 2700K / Источник в виде лампы накаливания «Sun-setting Light Yellow» (имитация солнечного заката).

3800 К — лампы, использующиеся для подсветки мясных продуктов в магазине, имеют повышенное содержание красного цвета в спектре.

4200 К — лампа дневного света, создает холодное свечение. Техническое наименование таких ламп – CWF / 4200K / Люминесцентный источник «Cool White Fluorescent» для американских колеровочных мастерских

5000 К — утреннее Солнце.

6500 К — стандартный источник дневного белого света, близкий к полуденному солнечному свету. Техническое наименование – D65 / 6500K / Международный Стандарт Искусственного Освещения (полдень солнечного дня, северная сторона).

Световая температура

Световая температура

Инструментальный контроль: зачем нужен просмотровой шкаф и спектрофотометр?

Использование в производстве просмотрового шкафа позволяет максимально получать правильное цветное изображение на всех стадиях производства.

Часто рекомендуется поддерживаться стандартной цветовой температуры освещения 5000К или 6500К (источник D50 или D65). Следовать данному стандарту необходимо на всех стадиях производства: от приёмки заказа через оценку оригиналов, сканирование, ретушь, экранную цветопробу, цифровую цветопробу, цветоделение, аналоговую цветопробу, печать пробных оттисков, до печати тиража и окончательной сдаче упаковки с полноцветным изображением.

Например: цветопробы для упаковки с полноцветной печатью для клиентов Рэмос-Альфа

Восприятие цвета – психофизическое ощущение в мозге человека, возникающее под воздействием цветового стимула. Измерить это ощущение невозможно. Поэтому для количественной оценки цвета используют специальные приборы – спектрофотометры. Спектрофотометр имеет внутренний источник излучения, которым он освещает измеряемый цвет, помещенный в апертуру, и анализирует отраженный свет, преобразуя его в колориметрические координаты цвета L C H и a, b. D 50, D65., 2°, 10° и т.д.

Спектрофотометрические измерения позволяют избежать ошибок при визуальной оценке (вследствие несоблюдения стандартных условий – качество освещения, фон, индивидуальные особенности наблюдателей).

Принцип работы спектрофотометра.

Принцип работы спектрофотометра.

Определяем эталон цвета

Как определить «физический эталон»? Во-первых, у образца должна быть равномерная область достаточного размера для измерения или визуального сравнения. Во-вторых, образец должен правильно храниться (сухое темное помещение). В-третьих, образец должен периодически пересматриваться для выявления дополнительных характеристик цвета (даже при идеальных условиях хранения цвет будет изменяться со временем).

Как определить электронный эталон:

  • Четко определены параметры измерения;
  • Подходит только для данного типа приборов;
  • Не изменяется со временем (не тускнеет и не блекнет цвет, не портиться материал).

Таким образом, в процедуру и спецификацию инструментального контроля цвета входят:

  1. Условия наблюдения и измерения
  2. Критерии физического и электронного эталонов
  3. Подложка
  4. Условия печатного процесса
  5. Условия эксплуатации готовой продукции
  6. Допуски.

Подведем итог. Инструментальный контроль цвета является важной составляющей любого производства. Он необходим для того, чтобы регулировать качество выпускаемой упаковки с полноцветным изображением ещё до запуска продукции в печать. Благодаря инструментальному контролю цвета мы можем ревизировать качество используемой краски, что сократит количество брака на стадии выхода и существенно сбережет бюджет.

Posted on June 9, 2017 and filed under маркетинг, качество.