Анализ ABC, XYZ. Как разработать логистическую стратегию в части управления запасами?

Сегодня говорим про анализ запасов - незаменимая методика для закупщика, желающего грамотно проводить планирование закупок и выстраивать стратегию (верхний уровень) управления закупками. Как мы знаем, любое планирование начинается с первоначального анализа текущей ситуации. Существует множество методик анализа, и сегодня мы разберем две из них - анализ ABC и анализ XYZ. Разбирая каждую методику, мы постараемся описать ее, дать математическую составляющую и рекомендации к применению. Таким образом, вы получите оформленные инструменты для плодотворной работы. Готовы? Поехали!

При изучении проблемного вопроса о сокращении запасов специалисты довольно часто используют методы ABC, XYZ, которые основываются на более известном принципе Паретто (20/80, «метод большого пальца»), по которому только лишь 1/5 часть (20%) от общего количества объектов в стандартных условиях даёт приблизительно 80% от всех результатов. Соответственно, отдача от оставшихся 80 % будет составлять лишь 20%.

Суть учения Паретто доказывает, что в процессе к достижению любой цели не слишком рационально уделять одинаковое внимание тем объектам, которые имеют не такую уж значительную отдачу, и объектам, являющимися решающими.


Метод ABC

Главное задание метода ABC – это выделение объектов первой важности, которым следует уделять наибольшее внимание, и менее значительные объекты, вклад активов в которые является не слишком целесообразным.

Отличительной особенностью этого метода является распределение всего исследуемого ассортимента продукции не на стандартные две (по Паретто), а на три особые группы.

Методика ABC относится к способу нормирования, контроля за состоянием всех запасов, заключающемся в правильном разделении на три неравномерных подмножества, определённого на основании некого формального алгоритма, всей номенклатуры (N) ТМЦ, подлежащих реализации:

  1. А – немногочисленная группа самых важных товаров, размеры запасов которых необходимо контролировать постоянно, определять точные затраты по закупкам, доставкам, перевалке и хранению, также и величину партии, момент заказа;
  2. В – по важности средняя группа позиций, по которым ведётся обычный контроль с оперативным сбором информации о лучших возможностях для возобновления запасов;
  3. С – многочисленная масса товаров, на долю которых затрачено значительно меньшую часть всех средств, ранее вложенных в запасы, и по которым расчёты размера партии с периодом заказа обычно не ведутся, при этом пополнение запасов стандартно регистрируется, но сам уровень запасов не должен отслеживаться.

АВС-анализ – один из способов рационализации, легко используемый в каждой из функциональных сфер деятельности производства, позволяя:

  • выделять более существенные направления изо всей деятельности;
  • направлять деловую активность менеджеров в сферу с повышенной экономической значимостью;
  • понижать затратную часть на функционирование других сфер путём ликвидации лишних функций, отдельных видов работ;
  • повышать эффективность всех организационно-управленческих решений, пользуясь методиками их целевого ориентирования.

В рациональном управлении всеми материальными потоками при помощи АВС-анализа чётко устанавливается и всесторонне изучается соотношение, зависимость таких факторов, связанных с:

  • количественными и стоимостными показателями приобретаемых материалов, как по отдельным позициям, так и по группам;
  • количественными и стоимостными показателями использованных материалов по всем отдельным позициям, группам;
  • количеством счетов, выставляемых поставщиками, и величинами оплат по таким счетам;
  • количеством поставщиков, размерами их оборотов;
  • количественными и стоимостными показателями отдельных материалов, при стоимостном анализе.

Для дифференцированной организации закупок, а также управления складскими запасами ТМЦ, важен своевременный АВС-анализ, который может помочь добиться значительного снижения стандартных затрат.

Наиболее распространенный алгоритм определения групп А, В и С предполагает следующую последовательность действий:

  • суммарные приходы по всем товарам должны делиться на общее количество товаров;
  • товары, сумма приходов от которых выше полученного числа в 6 и более раз, распределяются в группу товаров А;
  • к подгруппе С относятся товары, приход от которых в 2 и более раз уступает значению полученного результата;
  • все оставшиеся товары следует включить в группу В.

Метод XYZ

При ABC-анализе решающую роль при определении товаров в ту или иную группу играет величина прихода от конкретно определённого товара, а при XYZ-анализе подобная главная роль принадлежит двум показателям: степени равномерности спроса с точностью прогнозирования такого спроса. Распределение групп происходит следующим образом:

  1. X – товары, на которые спрос достаточно равномерен, и объём реализации таких товаров хорошо прогнозирован;
  2. Y – товары, объём и потребление которых колеблется (сезонные товары), со средней вероятностью прогнозирования спроса на них;
  3. Z – товары, эпизодически пользующиеся спросом, на которые тяжело прогнозируется момент возникновения спроса.

Признаком, на основании которого товар распределяют в какую-либо группу, является коэффициент вариативности спроса (v). Величина коэффициента меняется в пределах от ноля и до бесконечности. Распределение в группы X, Y и Z совершается на основании алгоритма, предлагаемого в нижеследующей таблице:

Для реализации XYZ-анализа на предприятии необходимо:

  • найти значения средних затрат каждого вида материалов, с учётом всех колебаний потребности в нём, по определённым периодам (к примеру, по сезонным колебаниям);
  • по каждой из номенклатурных позиций рассчитать коэффициент вариации;
  • разместить материалы в списках, по уменьшению коэффициентов вариации;
  • подытожить сведения по количеству материалов, по росту их коэффициентов вариации, с нанесением их на координатную схему;
  • разделить всё сырьё (материалы) в группы, по вариациям их спроса.

XYZ-анализ – это вспомогательный способ, применяющийся в подготовке глобальных решений по усовершенствованию планового материального обеспечения производственного процесса предприятия.


Совет #1: Когда подобный анализ осуществляется собственными силами, без привлечения консультантов, то по материалам группы X рекомендованы закупки по плановой потребности, синхронной к их использованию в производстве, для группы Y – следует создавать запасы, а для группы Z – приобретать по мере возникновения такой потребности.


Совет #2: Если вы определились с распределением всех закупаемых товаров по группам, то должны таким же образом проанализировать и значение вашей собственной продукции для потребителей, чтобы правильно планировать закупку тары для организованной реализации производимого предприятием товара, без необходимости экстренных заказов упаковки, которые, как правило, бывают более дорогостоящими. Выбирайте научный подход для оптимальных решений, как в производстве, так и в ритейле!