Чтобы улучшить работу сайта, мы используем файлы cookies

Политика конфиденциальности

+7 (812) 336-60-73

e-mail рассылка

Что вы знаете о сетевом ритейле?

Илья  Кохас

Главный редактор

5 лет назад

Walmart, Германия, Сэм Уолтон, гофрокартон, ритейл. Как связаны все эти слова и что вы знаете о сетевом ритейле? Сегодня в блоге знакомим вас с историей первых торговых сетей, рассказываем о внушитель...

Walmart, Германия, Сэм Уолтон, гофрокартон, ритейл. Как связаны все эти слова и что вы знаете о сетевом ритейле? Сегодня в блоге знакомим вас с историей первых торговых сетей, рассказываем о внушительном опыте Walmart и показываем примеры классных конструкций. Приготовьтесь, будет интересно и много фотографий.

Еще больше статей про ритейл:

Упакованный ритейл (среднее время прочтения - 3 минуты);

10 советов о том, как улучшить выкладку товаров в торговом зале. Часть 1 (среднее время прочтения  - 4 минуты);

10 советов о том, как улучшить выкладку товаров в торговом зале. Часть 2 (среднее время прочтения  - 4 минуты).


Вглубь истории

Сетевой ритейл (первые торговые сети) зародился в Германии в ХV - ХVI веках. Лавочники и торговцы мясом расширяли свою торговлю и открывали сети торговых лавок по продаже мяса или другой продукции, которую стали продавать под единой вывеской.

Такая модель развития бизнеса в корне отличалась от моделей, широко практиковавшихся в те годы и немного позднее. Эта модель предполагает следующее:  

  • расширение ассортимента товаров, продаваемого в одном месте и предлагаемого торговой точкой;

  • покупку и развитие не связанных между собой или дополняющих друг друга бизнесов.

Первая аптечная сеть, Walgreens, появилась в Чикаго, штат Иллинойс в 1901 году. А первый супермаркет (в привычном, современном понимании), который положил начало сетевому ритейлу, открыл свои двери посетителям в 1916 году. Начало новой (на тот момент) технологии сетевых ритейлов заложил Мемфис Кларенс Саундерс. Он создал сеть супермаркетов Piggly Wiggly. Спустя 7 лет после открытия первого супермаркета в этой сети было 2800 магазинов.

“Великая Депрессия” - так в 1929 году в США маркетинговые специалисты отозвались о появлении системы самообслуживания в магазинах.  Но все-таки официальной датой  рождения массовой индустрии сетевого ритейла (который основан на технологии самообслуживания) считается 1930 год. Фирма King Kullen открыла в Нью-Йорке магазин, который стал прообразом современного супермаркета - тем, каким мы привыкли видеть его сейчас.

Во Франции сетевой ритейл появился только через 27 лет - в 1957 году. Рядом с городом Анси на востоке Франции у перекрёстка дорог открылся первый сетевой магазин - Carrefour SA.

Пионером в создании частных марок стала розничная сеть Carrefour. В середине 70-х годов во Франции впервые в сетевом ритейле появились товары под частной торговой маркой этих магазинов (СТМ, private label).

Опыт французов оказался настолько удачным, что СТМ быстро завоевали популярность и в других странах. Сейчас ассортимент европейских сетевых магазинов в среднем на 30% состоит из продуктов под их собственными ТМ.

В 80-е годы сетевой ритейл стал доминировать на рынке розничных продаж потребительских товаров.


Опыт Walmart

Walmart Stores, Inc. — американская компания, которая управляет крупнейшей в мире сетью оптовой и розничной торговли.  Действует под торговой маркой Walmart. Основана 2 июля 1962 года в городе Роджерс Сэмом Муром Уолтоном.

После того, как в 1942 году Сэма Мурома Уолтона не взяли в армию, он активно начал увлекаться чтением и изучением работ о розничных сетях и основах управления магазином. Это был первый шаг на пути создания той самой знаменитой сети Walmart. Но Walmart будет потом, а пока он обращает внимание и приобретает франшизу Butler Brothers. Основным условием франшизы было приобретение почти 80% товаров (в противном случае, универсам не смог бы получать скидки), а рядом располагались более сильные магазины - это делало конкуренцию почти невозможной. Именно в то время Сэм начинает эксперименты по привлечению клиентов: вместо того, чтобы тратить деньги на рекламу в газетах Сэм выставляет возле своего магазина автомат с попкорном, а в дальнейшем еще и с мороженым. Такие эксперименты окупались успехом и позволяли универсаму держать цены ниже, чем у конкурентов. Не останавливаясь на достигнутых результатах, Сэм приобретает второй магазин, успевая перекупить его у конкурента. Казалось бы, что может быть успешнее? Но именно тогда Сэм сталкивается с очередной серьезной сложностью: он не подумал и не проконтролировал то, что в договор об аренде не был включен пункт об “автоматическом продлении” и по истечению срока его “детище” перешло к владельцу помещения. Оставшись практически на улице, он решил следующую сделку составить на 99 лет.

Набив шишки и составив ряд правил, которому будет следовать в дальнейшем, Сэм Уолтон в 1950 году со своим братом открывает новый магазин - Walton's Five and Dime. Эта сеть становится интересна тем, что покупатели могут выбирать товар самостоятельно, подойдя к прилавку. Этот непривычный подход - самообслуживание - заинтриговал покупателей и вызвал неоднозначные отзывы. Но так или иначе, стал поводом для споров и обсуждений.  

Пробуя новые нестандартные подходы и вкладывая в себя, Уолтон через 10 лет становится владельцем уже 15 заведений в нескольких штатах. Но самым важным среди его магазинов становится заведение, расположенное в торговом центре “Раскин Хайт”. Именно благодаря ему Сэм Уолтон начал задумываться о том, чтобы открыть свой собственный большой торговый центр.  

Сэм Уолтон выбирает подходящее местечко в городе Роджерс в штате Арканзас, берет крупный кредит в банке и выбирает название. Walmart - именно так будет называться в 1962 г.  будущая самая обсуждаемая компания. Как он планировал, его магазин был направлен на то, чтобы предложить покупателям наиболее низкие цены. В октябре 1969 года компания Walmart была зарегистрирована, а через год стала публичной. И уже к 1979 году у компании было 276 торговых центров в 11 штатах, а оборот достиг 1,25 млрд долларов.



Характеристики

Мы рассказали вам историю первого сетевого ритейлера. Что же является самым важным для достижения успеха, помимо авантюрной жилки и творческого подхода? Правильно, необходимый потребителю товар, поданный в правильной упаковке. Упаковка - это то, что видит и владелец сети, и покупатель. Упаковка - это первое знакомство вашего товара и покупателя, первое впечатление и первая симпатия (которая может перерасти в постоянную привязанность  на многие годы). Согласитесь, это чертовски важный момент.

Так какой же должна быть упаковка, чтобы создать прочную связь между потребителем и товаром?

В первую очередь, необходимо помнить, что основная функция упаковки - это все-таки защита от внешних условий. Но для того, чтобы эффективно продвигать продукт в торговых точках, этого недостаточно. Специалистами европейской системы ECR были разработаны четкие принципы, при соблюдении которых упаковка обречена на успех. Согласно этим принципам, упаковка должна обладать следующими ключевыми характеристиками:

  • Легко идентифицировать (Easy Identification);

  • Легко открыть (Easy Open);

  • Легко утилизировать (Easy Dispose);

  • Легко выставить на полку (Easy Shelf);

  • Легко сделать покупку (Easy Shop).


К упаковке предъявляются разные требования, в зависимости от того, для чего она создается: прочность (упаковка для 6 бутылок), доступность (крекеры или чипсы), привлекательный внешний вид (конфеты и пр.), а также того из какого материала она сделана. Для борцов за экологичность будет важно, чтобы упаковка была экологичной, а для тех, кто использует упаковку много раз, важнее, чтобы она сохраняла прочность и была, к примеру, из пластика или металла. Но наиболее эффективно упаковка “работает”, когда все вышеперечисленные качества функционируют вместе и имеют большое влияние на конечного потребителя.


Задачи, которые должна решать упаковка для ритейла

Перед тем, как начать создание упаковки, необходимо сфокусироваться на том, какие именно задачи должна решать ваша упаковка.Нужно составить некий бриф: для кого именно она создается (целевая аудитория), какой элемент должен быть основным (форма или дизайн, может быть, печать), многоразовое использование или экологичная упаковка. Определившись с этими параметрами, можно двигаться дальше.

Мы считаем, что существует 4 основных задачи, которые решает упаковка для ритейла в 21 веке:

Первая задача – самая главная, первостепенная -  продающий внешний вид, который будет информировать о своем назначении и продавать продукт покупателю наравне с консультантом. Если говорить проще, необходимо, чтобы упаковка говорила сама за себя, сообщала покупателю, почему он должен купить именно этот продукт.

Подзадача:

1) Единая визуальная концепция групповой упаковки для дифференциации собственной торговой марки - для того, чтобы покупатель узнал бренд среди аналогичных товаров конкурентов.

Вторая задача – защита от внешних условий: влаги, падений и прочее. Дополнительно можно добавить упаковке огнеупорность, усиливающие ленты и другие свойства, чтобы увеличить защитную функцию упаковки.

Третья задача - функциональность упаковки. С помощью грамотной выкладки можно привлечь внимание покупателя к какому-то конкретному товару или направить фокус к какой-либо конкретной точке зала.

Подзадача:

1) Создание универсальной конструкции (удобной для открытия, с возможностью повторного использования и прочее) - это помогает вернуть покупателя в магазин, чтобы он снова купил этот продукт и/или другие продукты этого бренда.

Четвертая задача - внутренняя логистика. Рабочий персонал должен четко понимать, как работать с упаковкой, знать о наличии внутренних замков, перфораций и о месте размещения продукции.


Материалы

После того, как вы определились с тем, какой должна быть упаковка для ритейла и какие задачи она должна решать, необходимо продумать и то, из какого материала она будет сделана.

В зависимости от применяемых материалов, их механической устойчивости и прочности, выделяют следующие типы упаковки для ритейла:

Основные типы упаковки

По материалу:

Жесткая упаковка:

- металлическая - банки, тубы, контейнеры;

- стеклянная - банки, бутылки;

- полимерная - ящики, контейнеры.

Полужесткая упаковка:

- картонная и гофрокартонная - коробки;

- комбинированная - тетрапаки и т.п.;

- пластик - контейнеры и т.п..

Мягкая упаковка:

- полимерная - мешки, пакеты;

- бумажная - мешки, пакеты, оберточная и иная бумага.

По назначению:

-  потребительская (для сохранения товара у потребителя);

-  транспортная (паллеты, короба).

По габаритам:

-крупно-, средне-, малогабаритные.

По количеству использования:

- одноразовая, многоразовая.


Сегменты рынка

Почему мы вообще об этом рассуждаем? Мы работаем с производителями, которые создают упаковку для ритейла и можем показать вам несколько удачных примеров, разделенных по сегментам. Далее мы покажем выкладки в Европе, а также примеры красочных упаковок наших клиентов, которые уже создали с потребителями ту самую связь, которая длится долгие годы.

Выкладки в гипермаркетах России

Выкладки в гипермаркетах Европы

Упаковка для кондитерских изделий

Упаковка для автозапчастей

Упаковка для обуви    

Упаковка для овощей

Упаковка для зоотоваров

Упаковка для бакалейной продукции


Следите за дальнейшими публикациями! Если вам нравится такой формат, и вы считаете его полезным - не забывайте ставить лайк.


Источник (история ритейла)

Источники графики

Источник №1

Источник №2-3

Подпишитесь на обновления блога и важные новости

Похожие материалы

Пять ключевых тенденций в развитии брендов в 2018 году
Илья  | 6 лет назад

Пять ключевых тенденций в развитии брендов в 2018 году

       Итак, уверенной походкой мир переступил 2017 год и шагнул в новый 2018-ый. Что ждать ритейлерам? Какие инструменты будут работать, а какие нет? Как оптимально орга...

Читать

дизайн упаковки, конструкции, тренды, упаковка, продающая упаковка, маркетинг

Упаковка – это ключ к построению крепких и долгосрочных взаимоотношений с покупателем
Илья  | 6 лет назад

Упаковка – это ключ к построению крепких и долгосрочных взаимоотношений с покупателем

Ни для кого не секрет, что основная цель правильной упаковки – заинтересовать покупателя и побудить его сделать покупку. При этом крайне важно понимать, кто является главной «мишенью». Кто она – ваша....

Читать

тренды, маркетинг в магазине, маркетинг на полке, маркетинг, упаковка, дизайнер, дизайн упаковки

Выбираем дизайнера, который разбирается в нормативных требованиях к созданию упаковки
Илья  | 6 лет назад

Выбираем дизайнера, который разбирается в нормативных требованиях к созданию упаковки

Для того чтобы создать упаковку, дизайнер должен обладать определенными знаниями. Причем речь идет не только о простых навыках работы с компьютером и знаниях разных дизайнерских программ. При разработ...

Читать

упаковка для лекарств, упаковка для продуктов питания, упаковка, дизайнер, дизайн упаковки, тре, ГОСТ, маркетинг

Смогут ли роботы заменить человека и стать дизайнерами следующего поколения? Часть первая
Илья  | 6 лет назад

Смогут ли роботы заменить человека и стать дизайнерами следующего поколения? Часть первая

Во всем мире активно обсуждается повсеместное внедрение роботов в нашу жизнь. Разумеется, мы не могли обойти эту тему стороной, и сегодня мы открываем небольшой цикл публикаций об искусственном интелл...

Читать

маркетинг, искусственный интеллект, машина, человек, искусственный разум, упаковка, дизайн упаковки, дизайнер